1.2. Система работы со школами с низкими результатами обучения
1. Цели
определение
содержания понятий «низкие результаты обучения», «неблагоприятные
социальные условия», «школы зоны риска»
определение
школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в
неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска на основе
разработанных показателей по их выявлению
организация
работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами,
функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска
на основе созданной организационной структуры (муниципального
координационного совета) и осуществления сетевого взаимодействия
(регионального, межмуниципального, муниципального) между образовательными
организациями и другими учреждениями и предприятиями
разработка
комплекса мер, направленных на преодоление факторов, обусловливающих
низкие результаты обучения и/или неблагоприятные социальные условия
Целевые группы системы работы со школами с низкими результатами обучения
и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
обучающиеся
образовательных организаций и их родители (законные представители)
педагогические
и управленческие работники образовательных организаций – участников
проекта, образовательных организаций муниципальной и региональной сети
муниципальные
органы, осуществляющие управление в социальной сфере (органы соцзащиты и
пр.)
Показатели, используемые в системе
работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами,
функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, Городищенского района Пензенской области:
1) процентная доля школ с низкими
результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных
условиях, школ зоны риска, определенных по следующим показателям:
процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по
предмету «Русский язык, 4 класс»
оценку «2» - 20% и более;
процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по
предмету «Математика, 4 класс» оценку «2», 20 % и более;
процентная доля обучающихся, получивших за ВПР по
предмету «Окружающий мир» 4 класс оценку «2», 20 % и более;
процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по
предмету «Русский язык» результат ниже минимально установленного балла (не
переступивших порог), 30 % и более и/или отсутствуют обучающиеся,
получившие высокие результаты (81 балл и более);
процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по
предмету «Математика» (профильный уровень) результат ниже минимально
установленного балла (не переступивших порог), 30 % и более и/или
отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (81 балл и более);
процентная доля обучающихся, получивших на ЕГЭ по
предмету «Математика» (базовый уровень) оценку «2», 30 % и более и/или
отсутствуют обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»);
процентная доля обучающихся, получивших на ОГЭ по
предмету «Математика» оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют
обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»),
процентная доля обучающихся, получивших на ОГЭ по
предмету «Русский язык» оценку «2», 30 % и более и/или отсутствуют
обучающиеся, получившие высокие результаты (оценка «5»),
процентная доля обучающихся, получивших по двум и
более проверочным работам (ВПР) по предмету «Русский язык» 5, 6 классы
и/или «Математика» 5, 6 классы оценку «2», 30% и более и/или отсутствуют
обучающиеся, получившие оценку «5»,
перечень общеобразовательных организаций,
результат оценки эффективности деятельности которых в системе
рейтингования составляет менее 50 % от максимально возможного;
процентная доля уроков, посещенных обучающимися
школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в
неблагоприятных социальных условиях, от общего количества уроков в
соответствии с учебным планом школы
процентная доля обучающихся «группы риска» в
общем числе обучающихся Городищенского района;
процентная доля обучающихся «группы риска»,
охваченных мероприятиями по социальному сопровождению и повышению
образовательных результатов
процентная доля обучающихся, воспитывающихся в
неполных семьях (пороговое значение – более 30 % от общей численности
обучающихся)
процентная доля обучающихся, воспитывающихся в
семьях, где оба родителя являются безработными (пороговое значение – более
10 % от общей численности обучающихся)
процентная доля обучающихся, воспитывающихся в
неполных семьях, где единственный родитель является безработным (пороговое
значение – более 5 % от общей численности обучающихся);
процентная доля обучающихся, проживающих в
неблагоустроенных условиях (пороговое значение – более 20 % от общей
численности обучающихся);
численность обучающихся из числа переселенцев
(пороговое значение – положительное значение)
количество правонарушений, совершенных
обучающимися (пороговое значение – положительное значение)
наличие обучающихся, стоящих на учете в
наркологическом диспансере (пороговое значение – положительное значение)
2) процентная доля школ с низкими
результатами обучения и/или школ, функционирующих в неблагоприятных социальных
условиях, ежегодно показывающая положительную динамику образовательных
результатов обучающихся
3) процентная доля педагогических
работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах,
функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, показавших в результате
независимой диагностики положительную динамику уровня профессиональных
компетенций (предметных и методических)
В системе работы со школами с низкими
результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных
социальных условиях, используются выборочный метод, метод измерений,
документальный анализ.
Источники данных, используемые для сбора
информации в работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами,
функционирующими в неблагоприятных социальных условиях:
федеральная информационная система обеспечения
проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы
основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в
образовательные организации для получения среднего профессионального и
высшего образования
региональная информационная система обеспечения
проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших
основные образовательные программы основного общего и среднего общего
образования
федеральная информационная система оценки
качества образования (база результатов Всероссийских проверочных работ)
автоматизированная система регионального
мониторинга индивидуальных учебных достижений на уровне начального общего,
основного общего и среднего общего образования
автоматизированная система регионального
мониторинга индивидуальных учебных достижений обучающихся с ОВЗ по
адаптированным основным общеобразовательным программам
региональная информационная система оценки
эффективности деятельности общеобразовательных организаций (система
рейтингования)
открытые статистические данные, система
региональной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных
организаций Городищенского района)
Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей
обеспечивает:
выявление
школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в
неблагоприятных социальных условиях, школ зоны риска
выявление
динамики образовательных результатов в школах с низкими результатами
обучения и/или школах, функционирующих в неблагоприятных социальных
условиях
оценку
профессиональных (предметных и методических) компетенций педагогических
работников в школах с низкими результатами обучения и/или школах,
функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализа
направлена следующим субъектам образовательного процесса:
обучающимся
родителям
(законным представителям)
педагогам
образовательных организаций
образовательной
организации (руководителям, заместителям руководителя)
Комплекс мер, направленный на совершенствование системы работы со школами с
низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных
социальных условиях:
проведение
мероприятий, направленных на повышение качества подготовки обучающихся в
школах с низкими результатами обучения и/или школах, функционирующих в
неблагоприятных социальных условиях
введение
в массовую практику моделей сетевого взаимодействия школ со стабильно
высокими результатами и/или являющихся региональными/федеральными
инновационными площадками в процессе разработки проектов развития школ
реализация
многоуровневой системы сопровождения профессионального роста педагогов и
управленцев школ с низкими результатами обучения и школами,
функционирующими в неблагоприятных социальных условиях,
общеобразовательных организаций «зоны риска»
укрепление
кадрового потенциала школ, работающих в неблагоприятных социальных
условиях и демонстрирующих низкие результаты, через создание моделей
использования психолого-педагогического потенциала сети образовательных
организаций, замещения вакансий педагогических работников в
организациях-участниках проекта победителями конкурса педагогических
работников на получение грантовой поддержки
адресная
поддержка школ «зоны риска» через различные варианты реализации основной
образовательной программы в сетевой форме с организациями муниципального
топа, использования ресурсов муниципальных организаций дополнительного
образования, культурно-образовательной среды поселений и цифровой
образовательной среды
оказание
адресной консультативно-методической помощи организациям «зоны риска»
(муниципальный «методический десант») в процессе разработки проектов
развития школ
включение
педагогов школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих
в неблагоприятных социальных условиях, в работу действующих муниципальных
профессиональных групп
Управленческие решения, направленные на совершенствование системы работы со
школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в
неблагоприятных социальных условиях:
внесение
изменений в МСОКО Городищенского района;
совершенствование
нормативно-правовых актов Городищенского
района в части реализации системы работы со школами с низкими
результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных
социальных условиях
разработка
и реализация модели организации и деятельности сетевых мобильных групп
специалистов (психологов, дефектологов, логопедов), социальных педагогов и
педагогов дополнительного образования для поддержки сельских
малокомплектных (малочисленных) школ, функционирующих в неблагоприятных
социальных условиях
тиражирование
успешных практик, эффективных механизмов реализации программ поддержки
школ с низкими результатами обучения и/или школ, функционирующих в
неблагоприятных социальных условиях
6. Анализ эффективности принятых мер
Проведение анализа эффективности
принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности
принятых управленческих решений и комплекса мер в течение двух лет, следующих
за периодом включения организации в систему работы со школами с низкими
результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных
социальных условиях.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих
решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы работы со
школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в
неблагоприятных социальных условиях, школами зоны риска и приводят к
корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы работы со школами
с низкими результатами обучения и/или школами Городищенского района Пензенской
области, функционирующими в неблагоприятных социальных
условиях.