1.3. Система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
1. Цели
выявление,
поддержка, и развитие способностей и талантов у детей и молодежи
содействие в поступлении способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования
осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия
разработка диагностического инструментария для выявления способностей и талантов у детей и молодежи
осуществление психолого-педагогического сопровождения способных и талантливых детей и молодежи
осуществление подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи
Показатели, используемые в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района:
количество участников школьного и муниципального этапов ВСОШ с нарастающим итогом;
количество учащихся участвующих в различных
формах внеучебной работы (научные общества учащихся, исследовательские проекты и т.п.) с нарастающим итогом;
доля обучающихся в возрасте от 5-18 лет охваченных дополнительным образованием от общего количества детей данного возраста в %
количество обучающихся – участников региональных и всероссийских конкурсов, входящих в перечень значимых мероприятий по
выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи с нарастающим итогом
количество межмуниципальных, сетевых проектов/программ/планов по выявлению, поддержке и развитию способностей и
талантов у детей и молодежи с нарастающим итогом
доля педагогических работников, прошедших специальную подготовку по направлению «Выявление, поддержка и развитие
способностей и талантов у детей и молодежи»;
доля педагогов-психологов, использующих психодиагностический инструментарий по выявлению одаренности у детей в %
В системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ
(контент-анализ). Кроме того, сбор информации осуществляется посредством информационных систем (система рейтингования образовательных организаций, статистические формы и др.).
Источники данных, используемые для сбора информации в системе выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи муниципального района:
региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования
автоматизированная система регионального мониторинга индивидуальных учебных достижений на уровне начального общего, основного общего и среднего общего образования
автоматизированная система регионального мониторинга индивидуальных учебных достижений, обучающихся с ОВЗ по адаптированным основным общеобразовательным программам
федеральные и региональные базы олимпиад, конкурсов и соревнований школьников
региональная информационная система подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов
контент-анализ документов, предоставляемых образовательными организациями и органами государственной исполнительной власти
открытые статистические данные, система региональной, муниципальной статистики, опрос ОО (контекстные данные образовательных организаций)
4. Мониторинг показателей
количество
участников школьного и муниципального этапов ВСОШ с нарастающим итогом;
учет иных форм развития образовательных (предметных, учебных) достижений школьников;
охват обучающихся дополнительным образованием
количество
обучающихся – участников региональных и всероссийских конкурсов, входящих в перечень значимых мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи с нарастающим итогом;
количество
межмуниципальных, сетевых проектов/программ/планов по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи с нарастающим итогом;
процентная доля детей с повышенным уровнем способностей, обучающихся по
индивидуальным образовательным маршрутам
процентная доля педагогических работников, имеющих подготовку по вопросам психологии
одаренности
процентная доля педагогов-психологов, использующих психодиагностический
инструментарий по выявлению одаренности у детей
Комплексный анализ результатов мониторинга муниципальных показателей
обеспечивает:
анализ результатов выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи (индекс высоких результатов по оценочным процедурам, индекс высоких результатов по общеобразовательному предмету);
анализ участия обучающихся в школьном и муниципальном этапах ВСОШ;
анализ иных форм развития образовательных (предметных, учебных) достижений школьников
анализ охвата обучающихся дополнительным образованием
анализ участия обучающихся в региональных и всероссийских конкурсах, входящих в перечень значимых мероприятий по выявлению, поддержке и развитию
способностей и талантов у детей и молодежи
анализ реализации межмуниципальных, сетевых проектов/программ/планов по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи
анализ работы с детьми с повышенным уровнем способностей, обучающихся по индивидуальным образовательным маршрутам
анализ результатов поступления способных и талантливых детей и молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации
высшего образования (индекс поступления в СПО ООО, индекс поступления в СПО ООО, индекс поступления в ВО, индекс подготовки к ЕГЭ)
анализ результатов психолого-педагогической диагностики для выявления способностей и талантов у детей и молодежи
проведение кластерного анализа с учетом контекстных данных и выбора параметра(-ов), на основании которого будут группироваться результаты
анализ результатов подготовки педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов
Разработка адресных рекомендаций по результатам проведенного анализанаправлена следующим субъектам образовательного процесса:
обучающимся
родителям (законным представителям)
педагогам образовательных организаций
образовательной организации (руководителям, заместителям руководителя)
7. Меры и мероприятия
Комплекс мер, направленный на совершенствование системы выявления,поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Городищенского района Пензенской области:
проведение мероприятий, ориентированных на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и молодежи
проведение мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и
молодежи
проведение мероприятий, ориентированных на подготовку педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи
проведение конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки специалистов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодежью
проведение мероприятий, направленных на повышение доли участников школьного этапа ВСОШ
реализация программ/проектов/мероприятий, направленных на повышение доли участников
региональных и всероссийских конкурсов, входящих в перечень значимых мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи
реализация совместных проектов/планов/программ с учреждениями профессионального образования (ПОО, ВО)
реализация мероприятий, направленных на поддержку участия обучающихся в региональных и федеральных конкурсах, соревнованиях и т.п.
Управленческие решения, направленные на совершенствование системы
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Городищенского
района:
совершенствование нормативно-правовых актов муниципального района в части реализации системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и
молодежи Городищенского района;
стимулирование и поощрение способных и талантливых детей и молодежи;
ресурсная поддержка и стимулирование образовательных учреждений, педагогов,
работающих с одаренными и талантливыми детьми;
разработка муниципального задания образовательным организациям, осуществляющим дополнительное профессиональное образование, для повышения квалификации
руководителей образовательных организаций на следующий календарный год;
Разработка программы поддержки участия школьников в профильных сменах, предметных школах и т.п.;
Муниципальная поддержка участия кружков технического творчества, «точек роста», творческих детских коллективов в региональных и федеральных конкурсах,
соревнованиях и т.д.
9. Анализ эффективности принятых мер
Проведение анализа эффективности принятых мер осуществляется на основе результатов мониторинга эффективности
принятых управленческих решений и комплекса мер в течение календарного года,следующего за отчетным периодом.
Результаты анализа выявляют эффективность принятых управленческих решений и комплекса мер, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей и молодежи Городищенского района Пензенской области, и приводят к корректировке имеющихся и/или постановке новых целей системы выявления,поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Городищенского
района.