Единый государственный экзамен по русскому языку является
обязательным. Большинство выпускников успешно сдают этот предмет, около
четверти участников показывают высокие результаты. При подготовке к
экзамену следует уделить больше внимания проведению орфографического и
пунктуационного анализа, тренировке умений выделять авторскую мысль и
излагать свою точку зрения. Обзор методических рекомендаций по русскому
языку продолжает серию публикаций от специалистов ФИПИ по итогам анализа
результатов ЕГЭ-2019.
Результатом системной работы, проводимой школьными учителями русского
языка, является тот факт, что большинство экзаменуемых успешно выполняют
задания базового уровня сложности. Исключение составили задания,
требующие проведения орфографического и пунктуационного анализа. Чтобы
выполнить задания по орфографии, необходимо было проанализировать, какой
частью речи являются приведённые слова, какие грамматическое и
лексическое значения они имеют, определить структуру слова. Задания по
пунктуации требуют синтаксического анализа предложения, понимания
смысловых отношений между частями сложного предложения и между
отдельными членами предложения.
В экзаменационной работе 2019 года был расширен диапазон проверяемых
орфографических и пунктуационных умений, расширен языковой материал,
предлагаемый для орфографического анализа. Задания по орфографии и
пунктуации экзаменуемыми выполнены хуже, чем в предыдущем году. Как
показывает статистика, самой сложной орфограммой для испытуемых 2019
года оказалось правописание личных окончаний глаголов и суффиксов
причастий. Успешность выполнения нового задания, нацеленного на
пунктуационный анализ на основе лингвистических знаний из области
синтаксиса и пунктуации, также была невысокая и составила 32%.
В экзаменационной работе 2019 года была уточнена формулировка задания с
развёрнутым ответом (сочинения) и критерии оценивания ответов на это
задание. Следует отметить, что экзаменуемые успешно справились с
заданием. Но при этом, как и в предыдущие годы, остаются недостаточно
усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной
компетенции. Наибольшие трудности при понимании текста возникают у
пишущих при проведении смыслового анализа художественного и
научно-популярного текста, где основная мысль (позиция автора) часто
явно не выражается. В целом, на качественно высоком уровне умеют
излагать проблему, поставленную автором, и убедительно комментировать ее
только треть экзаменуемых. Это говорит о том, что следует больше
внимания в процессе изучения русского языка в школе уделять
совершенствованию умения понимать мысли других людей и способности
выразить свои, учиться аргументировать свою точку зрения, спорить и
отстаивать свою позицию. Эти умения формируются при изучении не только
русского языка.
Поэтому проблемы, выявленные при анализе результатов ЕГЭ, могут быть
устранены только в том случае, если в школе при изучении всех предметов
будут соблюдаться единые подходы к формированию и оцениванию основных
видов речевой деятельности (слушания, письма, чтения, говорения), будет
проводиться работа по предупреждению ошибок, связанных с нарушением
лексической сочетаемости слов, употреблением слов в несвойственном
значении и пр. Одним из главных требований в организации учебной
деятельности должно быть постоянное внимание к разнообразным языковым
значениям (лексическому, грамматическому, словообразовательному и
другим).
Результаты ЕГЭ 2019 года еще раз доказывают то, что подготовка к сдаче
единого государственного экзамена не может заменить целостное изучение
предмета. Поэтому для успешной сдачи ЕГЭ необходима серьезная работа на
протяжении всего периода обучения русскому языку. |