В образовательных учреждениях Городищенского района в
рамках плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.07.2018 №
1375-р, на основании письма Департамента государственной политики в сфере
воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Министерства
просвещения Российской Федерации, с 13 по 26 ноября в дистанционном формате прошел
региональный этап Всероссийской олимпиады «Эколята – молодые защитники природы».
Цель Олимпиады - выявление
наиболее экологически грамотных обучающихся, повышение естественнонаучной
грамотности.
Задача Олимпиады - развитие
экологической активности обучающихся образовательных организаций по изучению и
сохранению окружающей среды в местах их проживания, поддержка
практико-ориентированных проектов регионального, межрегионального,
муниципального уровней по решению природоохранных задач силами объединений
обучающихся.
26 ноября 2020 года учитель начальных классов средней
школы Марина Бахтуева приняла участие в XVI межрегиональной научно-практическая
видеоконференции «Гуманная педагогика: взгляд в будущее», которая прошла в
онлайн режиме на цифровой платформе zoom.
Лейтмотивом видеоконференции стали слова Ш.А.
Амонашвили: «Я понял, что детей надо любить, не только красиво, но с чувством
глубокой ответственности за их будущее, их надо любить всей своей жизнью, надо
любить их постоянно».
Министерство просвещения начало реализацию
масштабного проекта по созданию цифровой образовательной среды, и главный
принцип этой работы – первостепенность традиционного школьного обучения. Об
этом заявил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в ходе
очередного заседания неформальной рабочей группы проекта «Образование 2030».
По словам Министра, на сегодняшний день около 70%
российских детей учатся очно. Он подчеркнул, что главная задача – создать
безопасные условия для обучения. В этом помогает опыт проведения единого
государственного экзамена в июле текущего года, в котором участвовало 800 тысяч
человек.
«Этот опыт, в том числе термометрия, рассадка
школьников, ежедневный мониторинг состояния здоровья, дезинфекция, обеспечение
средствами индивидуальной защиты, сделал проведение единого государственного
экзамена – самой массовой процедуры в системе образования – безопасным. Сейчас
наши школы открыты, работают в очном режиме, карантин введён в менее чем 0,1%
из них. Часть школ работают в дистанционном режиме, причём все решения
принимает регион», – сообщил Сергей Кравцов.
При этом школьникам и педагогам предоставляют
компьютеры и доступ в интернет, реализуется проект, в рамках которого студенты
старших курсов педагогических вузов оказывают поддержку учителям, а на базе
колледжей организовано повышение квалификации 110 тысяч граждан, которые пострадали
из-за эпидемиологической ситуации.
Министр добавил, что в стране реализуется масштабный
проект по созданию цифровой образовательной среды. Главный принцип этой работы
заключается в том, что процесс обучения находится на первом месте, а технологии
– на втором. Он отметил, что цифровые технологии должны использоваться именно
для решения проблем в традиционном образовании, расширения его возможностей, в
частности для преодоления цифрового неравенства между городскими и сельскими
школами, организации учебного процесса для болеющих детей или в случае введения
карантина.
«Мы фактически создали образовательный интернет,
включающий социальную сеть для школьников, мессенджеры для родителей и
учеников, систему наблюдения и верифицированный контент», – сообщил Сергей
Кравцов.
Кроме того, Министр указал на важность установления
тесного взаимодействия школы с родителями по вопросам, связанным с обучением.
В заседании неформальной рабочей группы проекта
«Образование 2030» также приняли участие заместитель Председателя Правительства
Российской Федерации Алексей Оверчук и руководитель Департамента по образованию
и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас
Шляйхер.
В своём выступлении Андреас Шляйхер отметил, что
российская система образования постоянно совершенствуется, в ней используются
лучшие мировые практики.
«Ценю в вашем подходе акцент на результатах,
качестве образования. Вы смогли выстроить прозрачную систему измерения его
уровня. Вы сотрудничаете с ОЭСР, странами всего мира в рамках проекта
«Образование 2030». Это фундамент для развития образования в глобальном мире»,
– сказал он.
На заседании состоялась презентация первых
результатов международного отчёта ОЭСР, посвящённого анализу развития систем
образования разных стран в условиях сложной эпидемиологической ситуации.
Справочно
Проект ОЭСР «Будущее образования и навыков:
Образование 2030» направлен на исследование и проектирование возможной модели
образования будущего в мире. В рамках проекта 18–20 мая и 8–9 октября 2020 года
прошли первые два заседания глобального форума «Будущее образования и навыков
2030», посвящённые изменениям в системах образования, которые происходят в мире
из-за распространения коронавирусной инфекции, преодолению разрывов в качестве
образования и доступу к образовательным ресурсам.
Совместным приказом Министерства просвещения России
и Рособрнадзора утверждено новое расписание проведения итогового сочинения
(изложения) в 2020/21 учебном году.
Приказом установлен основной срок проведения
итогового сочинения (изложения) – 5 апреля 2021 года, а также в дополнительные
сроки – 21 апреля и 5 мая 2021 года. Написать сочинение в дополнительные сроки
смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его
написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной
документально.
Успешное написание итогового сочинения является для
выпускников 11 классов допуском к государственной итоговой аттестации.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения
вправе выбрать написание изложения.
Всероссийский конкурс «Марафон художников»
проводится с 20 ноября по 4 декабря включительно. Конкурс проводится в рамках
Всероссийской акции «Культурный марафон» межведомственного
культурно-образовательного проекта «Культура для школьников».
Его организаторы – Министерство культуры РФ и
Министерство просвещения РФ, Яндекс. В основе марафона – необычный
мультимедийный онлайн-тест,
который не проверяет знания, а погружает школьников в культурный контекст. В
этом году тест проходит со 2 ноября по 1 декабря, его тема – культура регионов
России.
Детям и подросткам в возрасте от 7 до 18 лет
предлагается переосмыслить символы родной культуры в одном из актуальных
художественных направлений. Победители получат возможность перенести рисунок на
стену своей школы или выпустить лимитированную коллекцию свитшотов с
собственным принтом для себя и своих друзей.
Чтобы поучаствовать в конкурсе, школьникам нужно
выбрать любой объект или явление своей национальной культуры и выразить его в
новом визуальном стиле: например, переложить гжельский узор в пиксель-арт или
изобразить «Медного всадника» в стиле аниме.
Работу нужно выложить с 20 ноября по 4 декабря на
личной странице в Инстаграме или ВКонтакте, не забыв указать хештег конкурса:
#марафонхудожников.
Два лучших рисунка выберет и поможет доработать
экспертный совет, в который вошли известные граффити-художники «уличной волны»
Дмитрий Аске и Андрей Бергер. Один из победителей получит возможность перенести
рисунок на стену родной школы, а второй — сможет выпустить капсульную коллекцию
свитшотов с собственным принтом для себя и большой компании друзей.
Среди амбассадоров «Культурного марафона» этого
года: фронтмен группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, солистка группы IOWA Катя
Иванчикова, основатели проекта о путешествиях #FollowMeTo Наталья и Мурад
Османн, писатель, автор романа «Петровы в гриппе и вокруг него» Алексей
Сальников, художники «уличной волны» Дмитрий Аске и Андрей Бергер.
В рамках национального проекта «Безопасные и
качественные автомобильные дороги» Минтранс России и МВД России совместно с АНО
«Национальные приоритеты» проводят Всероссийскую онлайн олимпиаду для
школьников 1-4 классов «Безопасные дороги» на знание основ безопасного
поведения на дорогах.
Олимпиада пройдет на образовательной платформе
УЧИ.РУ с 30 ноября по 11 декабря.
Участие в Олимпиаде бесплатное. Для прохождения
Олимпиады нужно иметь компьютер или планшет с современным браузером и выходом в
Интернет.
Для успешного проведения Олимпиады
необходимо:
Приступить к выполнению заданий и узнать
информацию об Олимпиаде можно напрямую по ссылке - dorogi.uchi.ru (ссылка будет
активна с 00:00 30 ноября)
Для перехода к выполнению заданий на сайте
dorogi.uchi.ru необходимо авторизоваться (1) или зарегистрироваться (2) на
платформе Учи.ру.
Если у учителей и учеников уже есть доступ к
платформе Учи.ру, то для участия в Олимпиаде необходимо:
- пройти по ссылке dorogi.uchi.ru;
- ввести свой логин и пароль в поля для ввода и
приступить к решению задач.
Если у учителя нет доступа к платформе Учи.ру, то
для участия в Олимпиаде необходимо:
- пройти по ссылке dorogi.uchi.ru;
- пройти регистрацию, добавить класс и учеников;
- раздать личные логины и пароли для входа на
платформу каждому ребенку.
После этого ученики могут приступить к решению
заданий из своего личного кабинета.
Министерство
просвещения Российской Федерации подготовило проект обновлённого перечня
олимпиад, интеллектуальных, творческих конкурсов, мероприятий, направленных на
развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников.
Перечень, содержащий интеллектуальные состязания,
которые проводятся на самом высоком уровне, утверждается ежегодно. Его
планируется существенным образом расширить: если в прошлом году в нём было
около 250 различных наименований, то нынешний проект содержит более 650.
Обновление перечня позволит, в соответствии с
национальными задачами и целями, создать все условия для раскрытия и поддержки
талантов каждого учащегося. Российские школьники активно интересуются участием
в различных состязаниях, в том числе в самом масштабном – Всероссийской
олимпиаде школьников, теперь ежегодно собирающей свыше 6 млн участников.
В список будут включены мероприятия по поддержке
талантов, содержащиеся в национальном проекте «Образование», среди них –
конкурс «Большая перемена», конкурсы и состязания в рамках Национальной
технологической инициативы, большое количество мероприятий, связанных с
развитием патриотического воспитания, новые соревнования, нацеленные на раннюю
профессиональную ориентацию школьников.
Для участников конкурсов и олимпиад, которые входят
в перечень, предусмотрены различные формы поощрения и поддержки, в частности,
они могут получить дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении в вузы.
Проект перечня размещён на портале проектов
нормативных правовых актов regulation.gov.ru и после прохождения необходимых
процедур и регистрации будет утверждён Министерством.
О роли воспитания в формировании подрастающего
поколения и проводимой работе в Пензенской области шла речь на коллегии
Министерства образования в среду, 25 ноября.
Участие в коллегии Министерства образования, под
руководством министра образования Александр Воронкова, приняли заместитель
председателя Правительства области Олег Ягов, члены коллегии, руководители
муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций и
педагогические работники.
«О роли воспитания в современной системе образования
Пензенской области» доложила начальник управления воспитания, дополнительного
образования и защиты прав детей Министерства образования Лариса Ушакова. Она отметила,
что приоритетное значение воспитания в современной образовательной системе
определено на государственном уровне. Основные направления воспитательной
деятельности образовательных организаций: гражданско-патриотическое,
интеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное, а также
социально-значимое воспитание.
В систему гражданско-патриотического воспитания в
школах Пензенской области включены: школьные музеи, именные школы, кадетские
школы и классы, реализация патриотических акций и проектов. В настоящее время в
области функционирует 207 школьных музеев и музейных комнат, 18 школьных музеев
боевой и трудовой славы. Реализуется проект «А мы из Пензы. Наследники
Победителей», «Именные школы».
В системе интеллектуального воспитания проводятся
региональные этапы Интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа
(«Что? Где? Когда?», «Решение изобретательских задач», «Робототехника»,
«Программирование»), региональная игра «Умники и умницы Сурского края».
Самым ярким, массовым и результативным событием для
школьников региона стало участие в 2020 году во Всероссийском конкурсе «Большая
перемена»: более 6 тыс. участников, 17 участников финала и 11 победителей.
Важнейшая воспитательная задача - воспитание
бережного отношения к культурно-историческому наследию своей Малой Родины.
С 2017 года в Пензенской области реализуется
концепция «Культурное просвещение детей и молодежи Пензенской области». В 2019
году Пензенская область в пилотном режиме участвовала в федеральном
межведомственном проекте «Культура для школьников» (по активности регион занял
4 место среди субъектов РФ). В уроках Всероссийской акции «Культурный марафон»
приняли участие 41 934 школьника.
Высоким воспитательным потенциалом обладают детские
общественные объединения. В настоящее время в Пензенской области участниками
Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения
«ЮНАРМИЯ» являются около 4 тыс. человек, 130 школ, 10 тыс. школьников - члены
Российского движения школьников.
Важными условиями воспитания являются
взаимоотношения школа - семья - ребенок. Поэтому 2020-2021 учебный год в
регионе проходит под эгидой Года содружества семьи и школы, объявленного
Губернатором Пензенской области И.А Белозерцевым на августовском педагогическом
форуме.
Министерством образования Пензенской области
разработан и утвержден план региональных мероприятий, традиционными в регионе
стало проведение областных мероприятий по пропаганде успешного семейного опыта
воспитания: форум Советов отцов, конкурс «Папа, мама и я – интеллектуальная
семья», областное родительское собрание, фестиваль-конкурс «Успешная семья».
Пензенская область одна из первых в России разработала и на протяжении многих
лет реализует курс «Семьеведение».
Опыт своей работы представили:
- Сафронова Елена Геннадьевна, директор средней
общеобразовательной школы № 36 г. Пензы – «Апробация Примерной программы
воспитания: опыт и перспективы».
- Тарасова Ольга Александровна, начальник Отдела
образования Неверкинского района Пензенской области - «Семейное воспитание на
основе сохранения национальных традиций».
- Коняшкина Елена Николаевна, начальник Управления
образования администрации Каменского района Пензенской области – «Методическое
сопровождение педагогических работников образовательных организаций,
осуществляющих воспитательную деятельность».
По итогам вступлений было решено: разработать и
утвердить региональный план мероприятий по реализации в 2021 – 2025 годах
Стратегии развития воспитания, программу развития воспитания в Пензенской
области на период до 2025 года, а также создать объединение школьных музеев.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и
науки провела семинар-совещание по оценке качества образования, на котором были
подведены предварительные итоги различных оценочных процедур, проведенных в
2020 году, и представлены планы по их проведению на 2021 год.
«В настоящее время мы обладаем большой базой данных
по итогам различных мониторингов: ЕГЭ, ОГЭ, всероссийских проверочных работ,
национальных и международных исследований качества образования. Это позволяет
нам сделать еще один шаг вперед и сформировать интегральную оценку на основе
этих данных. К концу года мы создадим соответствующую карту регионов Российской
Федерации. В дальнейшем планируем сделать аналогичную оценку и по
муниципалитетам. Эти данные смогут использовать руководители региональных
органов управления образованием для понимания сложившейся ситуации и работы по
повышению качества образования», - сообщил руководитель Рособрнадзора Анзор
Музаев, открывая семинар.
Анзор Музаев и директор Федерального института
оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко рассказали о проведении
всероссийских проверочных работ (ВПР). В 2020 году из-за эпидемиологической
ситуации они были проведены не весной, а осенью в начале учебного года. В них
приняли участие более 7 миллионов учащихся из 37 тысяч школ. Общее количество
участников ВПР возросло по сравнению с прошлым годом. Предварительные данные
свидетельствуют о некотором снижении результатов ВПР в этом году по сравнению с
прошлым. Сохраняются проблемы с объективностью проведения ВПР в некоторых
школах, хотя общее количество таких школ сокращается. Список школ с признаками
необъективности проведения ВПР будет опубликован Рособрнадзором до конца текущего
года.
«Школам, показавшим низкие результаты ВПР, мы будем
помогать. В этом году мы начали реализацию проекта «500+» по поддержке слабых
школ. На будущий год планируется существенное расширение этого проекта, в нем
примут участие до трети школ из числа включенных в списки школ с низкими
результатами в каждом регионе», - рассказал Сергей Станченко.
Расписание проведения ВПР в школах в 2021 году будет
определено в зависимости от эпидемиологической ситуации. Планируется их
проведение весной в конце текущего учебного года. Если эпидемиологическая
обстановка не позволит провести ВПР в эти сроки, они могут пройти осенью в
начале нового учебного года. Как и в 2020 году для школ будет определен
временной интервал проведения ВПР, внутри которого они смогут самостоятельно
сформировать график проверочных работ по разным классам и предметам.
Также в перспективе перечень ВПР будет дополнен
проверочной работой по оценке навыков, важных для цифровой экономики, которую
школьники будут выполнять на компьютере.
В 2020 году Рособрнадзор продолжил серию
исследований качества подготовки студентов СПО. В 2021 году во всех
организациях СПО впервые будут проведены ВПР, в рамках которых обучающимся
будет предложено написать две проверочных работы: по профильному предмету и работу,
проверяющую уровень общеобразовательной подготовки.
В 2020 году Рособрнадзором также было проведено
национальное исследование качества образования (НИКО) по оценке достижения
личностных и метапредметных результатов для учащихся 6 и 8 классов, в рамках
которого исследовалась тематика воспитания и безопасности. В 2021 году пройдет
аналогичное исследование.
Кроме того, в 2021 году будет продолжено проведение
региональной оценки качества образования по модели международного исследования
PISA. В ней примут участие еще 14 регионов. Также будет проведена
общероссийская оценка по модели PISA.