О роли воспитания в формировании подрастающего
поколения и проводимой работе в Пензенской области шла речь на коллегии
Министерства образования в среду, 25 ноября.Участие в коллегии Министерства образования, под
руководством министра образования Александр Воронкова, приняли заместитель
председателя Правительства области Олег Ягов, члены коллегии, руководители
муниципальных органов управления образованием, образовательных организаций и
педагогические работники.
«О роли воспитания в современной системе образования
Пензенской области» доложила начальник управления воспитания, дополнительного
образования и защиты прав детей Министерства образования Лариса Ушакова. Она отметила,
что приоритетное значение воспитания в современной образовательной системе
определено на государственном уровне. Основные направления воспитательной
деятельности образовательных организаций: гражданско-патриотическое,
интеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное, а также
социально-значимое воспитание.
В систему гражданско-патриотического воспитания в
школах Пензенской области включены: школьные музеи, именные школы, кадетские
школы и классы, реализация патриотических акций и проектов. В настоящее время в
области функционирует 207 школьных музеев и музейных комнат, 18 школьных музеев
боевой и трудовой славы. Реализуется проект «А мы из Пензы. Наследники
Победителей», «Именные школы».
В системе интеллектуального воспитания проводятся
региональные этапы Интеллектуальной олимпиады Приволжского федерального округа
(«Что? Где? Когда?», «Решение изобретательских задач», «Робототехника»,
«Программирование»), региональная игра «Умники и умницы Сурского края».
Самым ярким, массовым и результативным событием для
школьников региона стало участие в 2020 году во Всероссийском конкурсе «Большая
перемена»: более 6 тыс. участников, 17 участников финала и 11 победителей.
Важнейшая воспитательная задача - воспитание
бережного отношения к культурно-историческому наследию своей Малой Родины.
С 2017 года в Пензенской области реализуется
концепция «Культурное просвещение детей и молодежи Пензенской области». В 2019
году Пензенская область в пилотном режиме участвовала в федеральном
межведомственном проекте «Культура для школьников» (по активности регион занял
4 место среди субъектов РФ). В уроках Всероссийской акции «Культурный марафон»
приняли участие 41 934 школьника.
Высоким воспитательным потенциалом обладают детские
общественные объединения. В настоящее время в Пензенской области участниками
Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения
«ЮНАРМИЯ» являются около 4 тыс. человек, 130 школ, 10 тыс. школьников - члены
Российского движения школьников.
Важными условиями воспитания являются
взаимоотношения школа - семья - ребенок. Поэтому 2020-2021 учебный год в
регионе проходит под эгидой Года содружества семьи и школы, объявленного
Губернатором Пензенской области И.А Белозерцевым на августовском педагогическом
форуме.
Министерством образования Пензенской области
разработан и утвержден план региональных мероприятий, традиционными в регионе
стало проведение областных мероприятий по пропаганде успешного семейного опыта
воспитания: форум Советов отцов, конкурс «Папа, мама и я – интеллектуальная
семья», областное родительское собрание, фестиваль-конкурс «Успешная семья».
Пензенская область одна из первых в России разработала и на протяжении многих
лет реализует курс «Семьеведение».
Опыт своей работы представили:
- Сафронова Елена Геннадьевна, директор средней
общеобразовательной школы № 36 г. Пензы – «Апробация Примерной программы
воспитания: опыт и перспективы».
- Тарасова Ольга Александровна, начальник Отдела
образования Неверкинского района Пензенской области - «Семейное воспитание на
основе сохранения национальных традиций».
- Коняшкина Елена Николаевна, начальник Управления
образования администрации Каменского района Пензенской области – «Методическое
сопровождение педагогических работников образовательных организаций,
осуществляющих воспитательную деятельность».
По итогам вступлений было решено: разработать и
утвердить региональный план мероприятий по реализации в 2021 – 2025 годах
Стратегии развития воспитания, программу развития воспитания в Пензенской
области на период до 2025 года, а также создать объединение школьных музеев.
|