30
ноября 2021 года на базе Института регионального развития Пензенской области
состоялся круглый стол на тему «Этический кодекс педагога». Своими мнениями
по обозначенной теме поделились также депутат Законодательного собрания
Яна Куприна, ректор Института регионального развития Пензенской области
Геннадий Белорыбкин, начальник управления образования Пензы Лилия Чащина,
педагоги, психологи, представители профсоюза работников образования и родительской
общественности.Вопрос
востребованности данного документа профессиональным педагогическим сообществом
в начале мероприятия сформулирован деканом факультета профессиональной
переподготовки и повышения квалификации ИРР ПО Галиной Редя.
— На самом деле, во всех
документах, например, профессиональных стандартах, фразу «следование
педагогической этике» можно встретить в каждом подразделе, это базовое
требование. С другой стороны, начиная с 90-х годов, постепенно размывается
понятие этики в целом. […] Соответственно, именно в педагогическом сообществе,
как в наиболее многочисленном, наиболее «пострадавшем», — ведь учителям долго
говорили: «Вы учили не так, не тому, и ваши ценности ничего не стоят» — никто
не обозначил, на какие ценности нужно ориентироваться. Эта неопределенность не
способствует развитию образования в том темпе, в котором хотелось бы видеть, —
сказала Галина Редя, открывая заседание.
Алексей
Комаров выразил солидарное с этой позицией мнение, отметив, что каждый день
педагог должен сам для себя определять, как он будет действовать в той или иной
ситуации. При этом глава министерства образования региона уверен, что
необходимо вести разнонаправленную работу, подключать к разработке кодекса
институт семьи, но главное, необходимо определить реперные точки и обозначить
конкретные сроки по каждому этапу подготовки итогового документа, с форматом
которого также важно определиться.
— Кроме того, требуется создание
комиссии по разрешению споров между всеми участниками образовательного
процесса. Самое главное, справедливое и объективное расследование нарушения
норм профессиональной этики, потому что мы не должны забывать про человеческий
фактор. У нас должны быть методические рекомендации, необходимо выработать
общие подходы прежде, чем делать заключение. Состав комиссии необходимо будет
продумать очень глубоко, — нацелил Алексей Комаров.
Его
точка зрения нашла поддержку у депутата Законодательного собрания Пензенской
области Яны Куприной. По ее мнению, эта служба позволила бы урегулировать
конфликт и работать над ним внутри образовательной организации. Кроме того,
полезно прописать нормы общения педагога с коллегами, администрацией,
родителями и учащимися.
Заместитель
министра образования региона Игорь Щеткин признал потребность в разработке
кодекса этики учителя, однако сделал упор в своем выступлении и на
необходимости снижения документарной нагрузки на педагогов. Помимо этого, он
остановился на важности ранней профориентационной работы.
Свое
мнение об особенностях кодекса этики педагога выразил и ректор Института
регионального развития Геннадий Белорыбкин.
— Мы всегда должны быть на шаг
впереди и показывать образцы того поведения, отношения к ребенку, к родителю, к
коллеге, на которые хотим, чтобы ориентировалось общество. Быть настоящим
учителем — это дар, искусство. Это человек, который в себе объединяет и
психолога, и воспитателя, и ученого, и организатора. По факту, мы должны
создать своеоб
ходе круглого стола было высказано множество суждений и конкретных предложений.
В завершение участники сошлись во мнении, что необходимость документа,
регламентирующего нормы профессиональной этики педагога, назрела, и не в
последнюю очередь — для юридической защиты учителя. Обсуждения будут продолжены
в правовом поле с привлечением экспертов. |