Участники ЕГЭ по
географии демонстрируют некоторый рост общего уровня подготовки. Они успешно
справляются с заданиями на работу с картами, хорошо знают географию России.
Больше внимания им следует обратить на знание географической терминологии,
природных процессов и явлений, экономической географии. Анализ результатов ЕГЭ
по географии завершает ежегодный цикл рекомендаций от экспертов Федерального
института педагогических измерений.
В условиях
стабилизации экзаменационной модели ЕГЭ по географии можно констатировать
некоторое повышение общего уровня подготовленности выпускников к экзамену.
В контрольные
измерительные материалы 2018 года были включены задания, проверяющие содержание
всех основных разделов школьной географии. Были изменены модели заданий 11 и
14, в которых нужно было продемонстрировать умение интегрировать знания из
разных разделов курса географии для решения поставленной задачи,
предусматривающей знание особенностей природы, населения и хозяйства регионов
России, разных стран и регионов мира. Большинство заданий экзаменационной
работы базировалось на содержании курса географии России.
Выпускники 2018
года успешно освоили умения определять по картам географические координаты и
расстояния, читать географические карты и составлять профиль рельефа местности
по топографической карте, анализировать статистическую информацию,
представленную в виде диаграмм. Умение использовать карты часовых зон для
определения разницы во времени на территории страны продемонстрировало
подавляющее большинство выпускников.
Учителям стоит
обратить большее внимание на знание и понимание процессов и явлений,
происходящих в различных сферах географической оболочки. Выпускники не в полной
мере владеют физико-географическими понятиями и терминами: «континентальность
климата», «циклон» и «антициклон», «исток», «устье», «межень», «русло»,
«платформа», «щит», не знают признаков природных зон, взаимосвязь компонентов в
природных комплексах, проявление общих географических закономерностей на
конкретных территориях.
Большинство
выпускников демонстрирует знание и понимание природных и антропогенных причин
возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном
уровнях. Вместе с тем, при повторении данного раздела необходимо обратить
внимание на конкретные примеры рационального и нерационального
природопользования, основные источники загрязнения водного и воздушного
бассейнов.
Участники ЕГЭ по
географии продемонстрировали хороший уровень знаний по географии России,
особенностей ее природы и размещения населения, знание и понимание особенностей
природно-хозяйственных зон и районов, основных отраслей хозяйства страны.
Особое внимание при подготовке по данному разделу следует обратить на знание
состава крупных географических районов России. Так, например, 20% выпускников
считают Дальний Восток самым маленьким по площади территории географическим
районом страны.
Анализ
результатов ЕГЭ по географии показывает, что участники экзамена знают столицы
государств, но путают страны при соотнесении «страна – столица»: Испания и
Португалия, Иран и Пакистан, Саудовская Аравия и Турция, Марокко и Афганистан.
Затруднение у
участников экзамена вызвало определение по краткому описанию таких стран как
Мексика, Норвегия, Бангладеш, Вьетнам, Швейцария. Учителям необходимо обратить
внимание на разбор типичных ошибок, связанных с незнанием особенностей
географического положения стран, формы правления, численности населения крупных
стран и их столиц.
В целом у
участников экзамена сформировано верное представление о различии в структуре
ВВП и занятости населения между развитыми и развивающимися странами. Вместе с
тем, стоит обратить внимание на умение выделять существенные признаки таких
экономико-географических понятий как международная экономическая интеграция,
отрасль международной специализации, а также знания об особенностях размещения
основных отраслей промышленности, сельского хозяйства мира, крупнейших
производителей и экспортеров основных видов продукции.
Ежегодно ФИПИ
проводит анализ результатов экзаменационной кампании по всем предметам и
публикует методические рекомендации для учителей. Краткие обзоры этих
рекомендаций, подготовленные руководителями федеральных комиссий по разработке
контрольных измерительных материалов ЕГЭ, помогут будущим выпускникам и их
педагогам сориентироваться в том, какие задания и темы оказались наиболее
сложными для участников ЕГЭ-2018, и на что стоит обратить внимание при
подготовке к экзамену. Ранее свои рекомендации выпускникам дали разработчики
КИМ ЕГЭ по обществознанию, истории, биологии, русскому языку, математике, иностранным языкам, информатике, литературе, физике и химии.
|