30 августа 2019
года состоялось Общероссийское родительское собрание, в котором приняла участие
родительская общественность общеобразовательных учреждений Городищенского
района.
На связь с
министром просвещения вышли российские регионы. На вопросы
пользователей социальных сетей, участников из регионов России и аудитории зала
отвечала министр просвещения Ольга Васильева. Модерировал встречу писатель,
автор и ведущий телевизионной программы "Умницы и умники" Юрий
Вяземский. Прямая трансляции, длилась два с
половиной часа и доступна по ссылке.
Родительскую
общественность Смоленска интересовало будущее детей с инвалидностью.
Руководители общественной организации хотели бы получить помощь в вопросах
профориентация детей с ОВЗ в Смоленске и области для того, чтобы родители и их
дети понимали, где будут востребованы подростки в будущем. Александр Беглов,
временно исполняющий обязанности губернатора Санкт-Петербурга, уточнил, что в
городе создана система "Навигатор", где есть учебные образовательные
организации от колледжей до вузов. Эта система помогает старшеклассникам с
профориентацией. Таким опытом с жителями Смоленска готов делиться Петербург.
Ольга Васильева
согласилась, что обозначенная проблема - одна из самых насущных для
Минпросвещения. В ведомстве существует план, рассчитанный с 2016 по 2020 годы,
создана рабочая группа. "Есть комплексный, вдумчивый подход. Мы готовим
карту всей страны. Мы хотим посмотреть, какие предприятия готовы брать детей с
разными нозологиями", - уверила Ольга Васильева родителей особых детей в
Смоленске, добавив, что в общем существует 90 тысяч разных вакансий по России.
Работа, по мнению главы Минпросвещения, должна носить общероссийский характер.
Особенно важна ранняя профориентация с 6 класса и возможность профессиональных
проб, в том числе и для детей с особыми потребностями.
Ставрополь интересовался
про запрет на мобильные телефоны в школах. Ранее
Ольга Васильева уже говорила об отношении к этой проблеме. В ответе министр
просвещения сослалась на рекомендации
Минпросвещения, РАО, Роспотребнадзора и Рособрнадзора, которые доступны для
всех регионов РФ. Также Ольга Васильева напомнила, что запрет на использование
личных гаджетов в процессе обучения существует в Австралии, Болгарии, Венгрии,
Франции, Сингапуре. Инициативу на запрет мобильных телефонов в школах,
подчеркнула министр, поддержали 61% - детей, 89% - родителей, 90% - педагогов.
Один из
озвученных вопросов с сайта (вопросы к министру просвещения поступали через
аккаунты ведомства в соцсетях, а также сайт Минпросвещения
России) касался пяти- и шестидневной рабочей недели для школьников. Министр
просвещения считает, что для начальной школы правильнее соблюсти пятидневный
формат обучения, а вот ученикам старших, особенно профильных классов, можно
учиться и по субботам. "На три-четыре часа в школу дети могут
прийти", - уверена глава ведомства, говоря о тех подростках, которые
учатся по углубленной программе. Также в ответе акцент был сделан на то, что,
выбирая продолжительность рабочей недели для школьников, важно учитывать мнение
родителей, которым важно не просто видеть своих детей, но и проводить с ними
время.
Еще один вопрос
с сайта касался того, должен ли учитель за собственные средства оборудовать
рабочее место: устанавливать компьютер и принтер, приводить в порядок класс.
Ольга Васильева обратилась к аудитории города Сарапул (Удмуртия) и коллегам с
просьбой, чтобы до нее дошел номер школы, где подобное происходит. Министр была
категорична: "Учитель не должен это делать. Кабинет должен быть приведен в
порядок, но не за счет педагога. Театр начинается с вешалки, а школа - с
кабинета".
В Севастополе родительница
поинтересовалась, так ли обязателен второй иностранный язык, который планируют
вводить в школах с этого года. Родительница пояснила, что нередко и
обязательный иностранный язык преподают не на должном уровне, что уж говорить о
дополнительной нагрузке...
- Язык - это не
специальность, это инструмент. Английский язык мы должны знать, -
констатировала Ольга Васильева, напомнив, что в этом учебном году обязательный
английский язык в рамках ЕГЭ будут сдавать только пилотные регионы, а далее к
процессу аттестации подключат все остальные российские города и села.
Второй язык,
считает министр просвещения, целесообразно вводить для изучения в
общеобразовательной школе, если образовательная организация имеет структуру,
педагогов, ресурсы. "Решение принимает школа, оно должно быть
ориентировано на ребенка. Профанации не нужно", - констатировала министр.
В Саранске (Мордовия)
интересовались огромным количеством учебников и рабочих тетрадей.
"Переезжая в рамках даже одного города, сталкиваемся с тем, что программы
и учебники разные", - сообщила одна из мам. Ольга Васильева ответила, что
министерство работает над сокращением количества учебников и созданием единого
образовательного пространства. Учебники - это бизнес, поэтому, считает глава
ведомства, идут суды, решение о сокращении федерального перечня учебников
пытаются оспорить. "Учебники - это федеральные деньги. Если школа делает
заявление, что рабочая тетрадь для учебника необходима - она его и
обеспечивает. Все учебники используется пять лет, а покупка тетради на год
нецелесообразна", - уверена Ольга Васильева.
От пользователя
интернета в Татарстане пришел вопрос о преподавании родного языка, который есть
в программах некоторых образовательных организаций. В школах страны, пояснила
Ольга Васильева, изучается 81 родной язык. "Мы не можем всех обеспечить
учебниками. До конца ноября 2019 года в планах создать 64 учебника по 8 языкам.
Мы закрываем потребность по языкам и чтению, чтобы войти в Федеральный перечень
учебников - тогда учебник будет бесплатным для школьника". В ближайшие два
года, обещает глава ведомства, планируют закрыть потребности по учебникам
родных языков в стране полностью.
Вопрос о детях с
расстройством аутистического спектра из зала не застал Ольгу Васильеву
врасплох. В министерстве знают, что число детей с РАС увеличивается год от года.
"Реестр детей, нуждающихся в коррекции и обучении, перейдет к нам в
ближайшее время. Важно ранее выявление и сопровождение. Так получилось, что за
последние полтора месяца встретилась с девятью случаями РАС. Все они были
разными".
В Салехарде родительница
поинтересовалась, не слишком ли много в последнее время внимания уделяется
строительству Кванториумов и цифровых пространств. Не разучатся ли при таком
внимании к "цифре" общаться дети? Ольга Васильева пояснила, что
переход к цифре облегчит документооборот, а три предмета школьной программы -
технология, информатика и математика - с цифровым пространством завязаны
прочно. Кроме того, Российская электронная школа - этот тот ресурс, который
поможет сельским и удаленным от центра школам пользоваться уже накопленной в
рамках проекта информацией. Театральные спектакли, виртуальная библиотека,
возможности дистанционного обучения - все это доступно в помощь учителю уже
сейчас.
"Цифравая
образовательная среда - это инструмент для обучения. Это платформа, которая
способствует обучению, но она не заменит учителя. Роспотребнадзор стоит четко
на том, сколько времени может проводить ребенок за гаджетом", - говорит
Ольга Васильева.
Министр
просвещения еще раз подтвердила, что никаких значимых изменений в Едином
госэкзамене в этом учебном году не планируется. Глава ведомства не исключила,
что изменится структура выпускного сочинения, которое является допуском к
единому экзамену. Ольга Васильева уверена, что выпускники должны писать более
объемные тексты, которые они за год не заучили из интернета.
В Хабаровске поинтересовались,
возможно ли изменить ситуацию с записью в первые классы.
- Повышать
качество образования в каждой школе. Когда у нас будет хорошая школа, мы снимем
психологическую нагрузку с родителей. Только все вместе, только всем миром
можно решить эту проблему, - лаконично ответила министр просвещения.
В Волгограде поинтересовались,
так ли важно оценивать успехи школьников в средней и старшей школе по музыке,
ИЗО и физкультуре. Министр считает, что систему "зачет-незачет" можно
назвать целесообразной, поскольку стартовые возможности у каждого ребенка свои.
Представительница
Ленобласти из зала поинтересовалась, как правильно ввести ребенка в олимпиадное
движение. Ольга Васильева отметила статусность Всероссийской олимпиады, которая
охватывает все ступени обучения, начиная с пятого класса. Участвовать в
школьной олимпиаде, считает министр, должны все ученики, а далее родителям и
учителям важно учитывать интересы и склонности самого ребенка.
В Красноярске поинтересовались
работой с детьми-мигрантами. Ольга Васильева порекомендовала обратиться к опыту
работы гимназии №16 Красноярска, а также напомнила, что это к работе над этой
проблемой в министерстве приступили недавно. "Сейчас пишутся программы для
билингвальных классов", - заверила министр.
В Сыктывкаре интересовались
перспективами семейного обучения. Семейное воспитание Ольга Васильева назвала
приемлемой формой обучения детей. Единственное, на чем глава ведомства
акцентировала внимание регионов, касалось того, что родители должны знать
школу, к которой они прикреплены. "Контроль должен быть. Будем всячески
помогать, потому что, если эта форма кажется родителям наиболее благоприятной,
нельзя противостоять. Должен быть постоянный диалог, а не так, что отпустили и
забыли", - сказала глава Минпросвещения в завершении диалога с
родительской общественностью.