Необходимость
объяснять результаты скрещивания, ошибки при выполнении заданий на основе
рисунков, невнимательность при работе с Открытым банком заданий, - специалисты
Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) выделили основные
трудности, с которыми столкнулись участники ЕГЭ 2018 года при сдаче экзамена по
биологии.
Биология
традиционно является одним из наиболее востребованных экзаменов по выбору,
ежегодно этот предмет сдают более 20% от общего числа участников ЕГЭ.
Результаты экзамена этого года стабильны и сопоставимы с прошлогодними.
Участники ЕГЭ
2018 по биологии успешно выполнили задания базового уровня, показали умение
решать простейшие задачи по генетике и цитологии, заполнять пропуски в схеме,
анализировать биологический текст и выделять нужную информацию, анализировать
результаты экспериментов, представленных в виде таблиц, графиков, диаграмм.
В то же время
проблемы вызвали задания на основе рисунков. Участники нередко не могли
установить по рисунку и соотнести характеристики и признаки органов
растений, животных и человека. Традиционно низкие результаты участники показали
по темам: «Деление клетки, митоз, мейоз», «Обмен веществ и энергии в клетке»
«Формы естественного отбора», «Видообразование», «Нервная система человека»,
«Нейрогуморальная регуляция», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Затруднение вызвали и задания на анализ геохронологической таблицы по теме
«Развитие органического мира на Земле».
Также плохое
знание методов биологических исследований участники показали при решении второй
части экзаменационной работы. Напомним, что часть 2 состоит только из заданий с
развернутыми ответами высокого уровня сложности. В 2018 году было принято
решение расширить содержание этой части, сохранив при этом модель самих
заданий.
К снижению
результатов экзамена привели и незначительные изменения в содержании задач по
генетике и необходимость объяснения результатов скрещивания.
Стоит отметить,
что примеры всех вышеупомянутых заданий были представлены в демонстрационном
варианте контрольных измерительных материалов (КИМ) и Открытом банке заданий
ЕГЭ.
Для получения
высокого балла ЕГЭ по биологии участникам важно обладать умением применять
теоретические знания для объяснения конкретных процессов и явлений,
происходящих в живой природе.
Напомним,
ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) проводит анализ
кампании по предметам и публикует методические рекомендации для учителей. Краткий обзор этих
рекомендаций, подготовленных руководителями федеральных комиссий по разработке
контрольных измерительных материалов ЕГЭ, помогут будущим выпускникам и их
педагогам сориентироваться в том, какие задания и темы оказались наиболее сложными
для участников ЕГЭ-2018, и на что стоит обратить внимание при подготовке к
экзамену. Ранее свои рекомендации выпускникам дали разработчики КИМ ЕГЭ по обществознанию, истории и русскому языку.
|