1 января исполнилось
ровно 10 лет, как ЕГЭ вышел из стадии эксперимента и стал обязательным
выпускным экзаменом для всех российских школьников.
Аналог единого
госэкзамена, который позволяет объективно оценить знания всех выпускников, есть
во многих странах: В Англии, США, Китае, Германии, Франции. Но тот путь,
который мир прошел за полвека и больше, нам удалось преодолеть меньше чем за 20
лет.
"Российская газета" вспоминает,
как развивался ЕГЭ в России, и рассказывает, каким он стал сегодня.
Эксперимент
Автором идеи Единого
государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший
Министерство образования: именно он начал масштабную реформу. По планам, ЕГЭ
должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах. Для этой цели были выбраны
тесты, которые можно было бы проверять автоматизировано. Эксперимент стартовал
в 2001 году. Первыми регионами-участниками стали республика Чувашия, Марий Эл,
Якутия, Самарская и Ростовская области. В первом ЕГЭ приняли участие более 30
тысяч выпускников.
Пензенская область
приняла участие в эксперименте в 2002 году.
Несколько лет шла "отладка" содержания ЕГЭ по всем предметам и его
организации: от поиска оптимальных заданий до доставки бланков, работы
экзаменационных комиссий, процедуре апелляции… Шел "разворот" в
сторону более массового и более объективного экзамена.
И уже в 2006 году единый
госэкзамен сдавали примерно 950 тысяч школьников в 79 регионах России. Его
результаты принимали более тысячи вузов. В 2008 году количество участников ЕГЭ
по всем предметам превышало миллион.
Одновременно с этим шла
подготовка к тому, чтобы ЕГЭ стал основной формой аттестации школьников: то
есть - полностью заменил выпускные экзамены для 11-классников, стал основным
требованием при приеме в вузы. А это значит, что золотые медали постепенно
теряли свою силу: выпускники с "отличным" аттестатом тоже должны были
сдавать ЕГЭ.
ЕГЭ - 10 лет назад
В 2009 году вступили в
силу поправки в закон "Об образовании", которые сделали ЕГЭ
обязательным для всех выпускников школ. Условием для получения аттестата стало
успешное прохождение испытания по русскому языку и математике. Одновременно с
этим ЕГЭ получил "главную роль" при поступлении в вуз.
При этом некоторые вузы
сохранили за собой право проводить собственные дополнительные вступительные
испытания. Например, МГУ имени М.В. Ломоносова, "творческие" вузы.
На этом этапе были и
трудности, и даже откровенные "провалы". Например, в 2010 году в
Ростовской области 30 преподавателей, обложившись словарями и учебниками, выполняли задания ЕГЭ вместо учеников. В
то же время в Астраханской области учителя по телефону подсказывали выпускникам
ответы… Все эти и другие подобные истории "РГ" подробно освещала.
Тогда же пришло
понимание: организацию экзамена нужно серьезно менять, чтобы избавиться от
коррупции и нарушений, в первую очередь, на уровне школы. Примерно в это же
время приходит понимание того, что от "угадайки" - заданий с выбором
ответа - со временем придется отказаться.
В 2013 году наиболее
ярко "высветилась" еще одна проблема: массовые утечки заданий в
Интернет. Результатом многочисленных нарушений стала отставка главы
Рособрнадзора Ивана Муравьева. (И "Российская газета тоже об этом писала).
В 2014 году Рособрнадзор
провел "работу над ошибками": для каждого часового пояса были
разработаны свои варианты заданий. Выпускники начали сдавать ЕГЭ под прицелом
видеокамер.
2015 год также принес
изменения: ЕГЭ "заговорил" - добавилась устная часть по иностранным
языкам, допуском к экзамену стало итоговое сочинение, которое писали все
11-классники. Задания с выбором ответа стали значительно сокращаться. Из ЕГЭ по
русскому "угадайка" исчезла совсем. Математику разделили по
сложности: на базовую, которая необходима для получения аттестата, и профильную
- для поступления в вузы.
...
Читать дальше »